Оригинальная статья портала «За рулем» DSG в России: брак по расчету?
Пока российское представительство марки Volkswagen продолжает победно рапортовать о путешествии Олимпийского огня на своих автомобилях, разгорается другой огонь. Он вспыхнул после депутатской инициативы отозвать автомобили группы Volkswagen с «роботами» DSG. И, похоже, в отличие от олимпийской чаши, от опустевших трибун наше пламя не угаснет.
Каждый раз, оказываясь на тестах или презентациях новинок Volkswagen Group, приходится слышать или самому задавать представителям Audi, Seat, VW или Skoda уже набивший оскомину вопрос: когда же компания откажется от трансмиссий с двойным сцеплением или сделает процесс владения машинами с ними беспроблемным не только для первого, но и для последующих владельцев? Ведь наличие агрегата, который не может пережить и гарантийный срок, не сломавшись, никак не вяжется с репутацией Volkswagen. В ответ чаще всего звучат обтекаемые фразы о том, что коробка хороша, экономична и автомобиль с ней демонстрирует прекрасную динамику. Спору нет – все это действительно так, но что же с надежностью? На этот вопрос наши зарубежные собеседники, как правило, начинают говорить что-то маловразумительное… И вот чаша терпения россиян. В конце февраля депутат-единоросс и по совместительству лидер «Автомобильной России» Вячеслав Лысаков поднял вопрос о фактическом запрете в нашей стране коробки передач с двумя сцеплениями DSG-7.
Реакция VW Group последовала с небольшой задержкой в виде официального заявления. В нем представители группы с рядом оговорок подтвердили свои «дополнительные обязательства» относительно предоставления поддержки клиентам при выявлении «функциональных проблем в работе» коробки передач DSG DQ 200. Позиция производителя состоит в том, что «при наличии подтвержденных официальными дилерами претензий, «Фольксваген Груп Рус» обеспечивает безвозмездное для клиента устранение недостатков путем ремонта или замены отдельных комплектующих КПП или агрегата в сборе в сервисных центрах официальных дилеров».
«В настоящее время данное положение действует не только в отношении всех компонентов трансмиссии DSG DQ 200, но и коробки передач в целом, до истечения 5 лет с момента передачи автомобиля первому покупателю или до достижения 150 000 км пробега, в случае наличия заводских недостатков, и распространяется на автомобили марок Volkswagen, ŠKODA, SEAT… произведенные в период до 31.12.2013 года; проданные в Российской Федерации через официальную дилерскую сеть соответствующих марок; использующиеся в строгом соответствии с их назначением и правилами, приведенными в сервисной книжке и инструкции по эксплуатации», – говорится в сообщении.
Письмо вызвало у нас сразу несколько вопросов. Прежде всего, какие «сервисные процедуры» необходимы для необслуживаемой коробки? Не меньше интересовало и то, чем же таким провинился российский клиент Volkswagen, что ему, выложившему за авто сумму на четверть большую, нежели приходится платить, скажем, немцу или американцу, отказывают в гарантии, аналогичной европейской, американской или даже китайской? Мы дали возможность озвучить свою позицию по ситуации вокруг неисправностей DSG компании Volkswagen зачинателям этой истории – депутату Лысакову и представителю «Инициативной группы DSG-7» Михаилу Давыдову.
По словам PR-директора Volkswagen Group Rus Натальи Севостьяновой, под плановым ТО необслуживаемой трансмиссии скрывается «визуальный осмотр и считывание памяти блоков управления на предмет наличия ошибок». Подобные меры призваны выявить механические повреждения корпуса КПП и следы потери рабочей жидкости. Каких-либо пояснений, в чем заключаются доработки, позволившие не распространять дополнительные обязательства на автомобили с DSG, выпускаемые с 2014 года, мы не получили.
Занятным выглядит и пояснение разницы в гарантийной политике для российского рынка и рынка КНР. В Volkswagen объясняют ее климатическими и… демографическими особенностями Поднебесной: «Коробки передач DSG, которыми оборудуются автомобили для китайского рынка, производятся в Китае, перенаселенность и влажный климат которого способны оказать негативное влияние на их работу, в то время как КПП для российского рынка произведены в Европе».
Депутата Лысакова наш звонок застал где-то в думских коридорах. Он был весьма резок: «Ответ российского представительства VW – словоблудие. И вообще, то, что они говорят, меня более не интересует. Я адресую свои вопросы не российскому, а головному представительству марки. Сказанное в отписке из Volkswagen Group Rus попросту не соответствует действительности. Они лгут и про пятилетнюю гарантию, и про пробег в 150 тыс. км. На деле для российских обладателей машин этих марок все остается в том же положении, что и было два года назад. И это именно то, что я хочу изменить. Мы будем добиваться, чтобы к российскому рынку не относились как к какому-то колониальному, а российский клиент получал сервис, аналогичный тому, что есть для американского или китайского. Почему-то там для Volkswagen нет проблемы в том, чтобы отозвать для устранения неисправности более чем миллион машин. Я считаю, что россиянам должны бесплатно заменить дефектную коробку и предоставить десятилетнюю гарантию, как это сделано повсюду, и случиться это должно до того, пока кто-то не погибнет в ДТП по причине неисправности DSG».
Союзник Лысакова в конфликте с Volkswagen Михаил Давыдов из «Инициативной группы DSG-7» считает, что ситуация с фольксвагеновской трансмиссией тупиковая. Проблема DSG, по его мнению, не решаема в принципе, пока «к нам в Россию гонят брак». Как утверждает Давыдов, в то время как в Китае действует запрет на поставки всех типов DSG-6 и DSG-7, и VW закупает для этого рынка 2,5 млн 8-ступенчатых японских АКП Aisin (справедливости ради стоит отметить, что ознакомление с китайским сайтом Volkswagen говорит о том, что машины с DSG-7 и DSG-6 в Китае все-таки продаются. – Прим. редакции), компании необходимо оправдать расходы на строительство заводов и, в частности, нового предприятия во Врхлаби (Чехия), который и повинен в бракованных DSG-7. «Кроме всего прочего, VAG почему-то не упоминает, что в Китае действует 10-летняя гарантия на автомобили, оснащенные DSG-7 и DSG-6, что продлена до 10 лет гарантия в Израиле, Сингапуре, на Тайване, Германии. В США также действует 10-летняя гарантия на DSG-6 или по достижению 100 000 миль (160 000 км) пробега. В Германии послегарантийная поддержка (куланц) – бессрочная! И касается она в том числе и марки Audi, которая никак не упомянута в письме российского Volkswagen», — негодует Давыдов.
Согласно опубликованным материалам, обладателям более чем 750 тыс. автомобилей на рынках Юго-Восточной Азии (ЮВА) и у 850 тыс. машин в других частях мира предложено заменить синтетическое масло в трансмиссии на минеральное в автомобилях, выпущенных до 2012 года. Тут стоит вновь сделать оговорку. Обвинения автопроизводителя в замалчивании проблемы не совсем корректны. Просто акция под индексом 34F6 почему-то не удостоилась особого внимания нашей автомобильной прессы, хотя 18 ноября 2013 года в Volkswagen сообщили агентству «Автостат», что для замены синтетического масла на минеральное в DSG-7 во всем мире будет отозвано 1,6 млн автомобилей марок Volkswagen, Audi, Skoda и Seat. Тогда же прозвучало, что вопрос о проведении акции в России будет решен отдельно. Упоминание об этой акции нашлось не только в виде сообщения Автостата» и в официальных PDF-файлах компании на немецком и английском языках, но и в публикациях в европейской прессе и на сайте австралийской правительственной Комиссии по конкуренции и потребительскому рынку. В нем говорится, что Volkswagen Group Australia Pty Ltd отзывает для замены масла в трансмиссии модели Polo, Golf, Golf Wagon, Golf Cabriolet, Beetle, Jetta, Passat и Caddy 2013 модельного года. Также известно, что в США под отзыв попала Jetta. На ряде рынков будут отозваны Audi A1, A3, Skoda Octavia, Skoda Superb, Seat Leon.
Согласно описанию сервисной акции, взаимодействие синтетического масла и деталей из меди приводит к возникновению сульфида меди, отложения частиц которого могут вызвать короткое замыкание в блоке управления. Если это произойдет, сцепление полностью откроется из-за отказа питания, в результате чего автомобиль будет продолжать движение накатом до полной остановки. В большинстве случаев такая ситуация может возникнуть на стоящем автомобиле после запуска двигателя. Если же замыкание и выход из строя блока произойдет в тот момент, когда автомобиль находится в движении, возможна внезапная потеря момента на ведущих колесах. Это может представлять опасность для водителя и пассажиров дефектного авто и для других участников дорожного движения. Все остальные функции транспортного средства (рулевое управление, тормозная система и т.д.) остаются полностью активными. И хотя в документе и говорится о том, что одна из причин проблемы – жаркий и влажный климат стран ЮВА в сочетании с напряженным режимом эксплуатации (плотный трафик), а парой параграфов ниже сообщается, что замена масла в DSG-7 будет осуществлена в США и Европе.
Интересным последствием этой сервисной кампании может стать превращение необслуживаемой трансмиссии в коробку, которую придется-таки обслуживать. Ведь срок эксплуатации минерального масла меньше, чем у синтетического. Кроме того, синтетическое масло более стабильно при низких температурах, чего нельзя сказать о «минералке». Думается, что в случае с ней владельцы автомобилей концерна VW получат новые проблемы, которые какое-то время будут решать за свой счет. Мы задали вопрос об этой кампании представителям Volkswagen в России, ведь у нас тоже есть регионы, где климат ничуть не мягче австралийского, а московские пробки дадут фору Нью-Дели и Нью-Йорку. Но ответа пока не получили.
Что же думают по поводу ситуации с DSG те, кто знаком с вопросами ремонта авто не как клиент, а как исполнитель?
Некоторые из наших собеседников из числа специалистов-практиков считают, что современная конструкторская школа VW не заточена на надежность, а ходимость машин достигается применением дорогих жидкостей и материалов. Как иронизировал один из наших собеседников, «технические выверты» — это фирменный стиль Volkswagen еще со времен ранних моделей Golf. Старожилы помнят задние барабаны, которые являлись внешней обоймой ступичного подшипника, так что любая замена колодок практически приводила к замене подшипника, который после долго уже не ходил. Равнозначно каждая замена подшипника по-хорошему тянула за собой замену колодок — чтобы минимизировать количество сборок-разборок узла. Можно вспомнить и 107-сильный двигатель RV объемом 1,8 л с двумя клапанами на цилиндр. Работавший с банальным электронным распределенным впрыском, этот мотор оснащался двумя бензонасосами, причем последовательного включения! Коллеги VW из Mercedes-Benz додумались до такого только на шестицилидровых и выше моторах объемом свыше 3 л. Список можно продолжать панелью приборов без лампы «check engine», которая массово использовалась на машинах 1990-х годов выпуска (Golf, Passat, Transporter Т4 и др.), так что о какой-либо неисправности можно было узнать лишь по косвенным признакам или резко возросшему расходу топлива. При этом отключалась самоочистка нитей датчика массового расхода воздуха и очень скоро он выходил из строя без возможности реанимации даже народными методами. А стоил он тогда как полмашины…
Профессионал-автомеханик и по совместительству журналист и блоггер Илья Николов, хорошо знакомый посетителям профильных сообществ в ЖЖ как nikolagrek, считает, что основная причина нынешней ситуации с DSG в том, что очарованные потенциалом технологии, маркетологи победили конструкторов и на рынок вышел «сырой» продукт: «В то время как профи-водители привычно ворчали о том, что им не по душе когда «очередная тупая железяка» будет решать за них как им ехать, рядовые пользователи и автожурналисты вполне обоснованно восторгались мощным ускорением с минимальными рывками. Но когда дело начало доходить до проблем обслуживания и ремонта, восторг владельцев машин с DSG стал утихать. И сейчас мы видим то что видим. По моему мнению, основная проблема с DSG как с технологией том, что ее надо было не спеша доводить до ума. Возможно даже обкатывать изначально в автоспорте. И, полагаю, таким же было мнение инженеров. Но как всегда победили маркетологи с их навязчивой идеей «новая машина каждые три года». Что же до коробки, то решаемы все проблемы, и при всех недостатках DSG мне видится перспективным направлением. По крайней мере, более перспективными чем те же вариаторы».
С Николовым согласен и Дмитрий Бычковский из автосервиса «М52»: «КПД трансмиссии DSG действительно существенно выше чем у гидромеханической передачи (ГМП), а значит ниже расход топлива, лучше динамика и экологические показатели. Возможно, DSG и не высшая ступень эволюции, но она точно важный шаг на пути к трансмиссии, которая когда-нибудь заменит ГМП. Показательно, что у DSG с мокрым сцеплением при меньшем КПД и проблем меньше, а значит производитель нащупал правильный путь». Резюмируя все услышанное от наших собеседников, можно сказать, что в Volkswagen, похоже, начали пожинать плоды однажды сделанного неверного шага в области технологий. То, что он ошибочен, косвенно подтверждает и тот факт, что пересматривают свою программу в сторону «мокрой» DSG и в такой компании, как Getrag, ранее делавшей ставку на коробку с сухим сцеплением. Цена таких решений очень высока, и российский потребитель совсем не готов с ней мириться.
От редакции: 28 марта представители Издательства «За рулем» проведут встречу с техническими специалистами Volkswagen Group Rus, в камках которой обсудят основные проблемы моделей авто входящих в группу марок. Предлагаем нашим читателям высказывать свои вопросы в комментариях к данной публикации.