«
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух …», А. Пушкин.
Верно все-таки выразился великий классик, похоже не последний секрет сцепления DSG-7(DQ200) это был для нас (
http://www.club-yeti.ru/forum/showpost. ... count=2604)
.
Продолжая изучать работу и устройство системы SAC в нашем сцеплении и пытаясь понять, что же производитель
(и не только) имел ввиду, когда говорил, что система очень чувствительная, поэтому если сцепление уронить, то можно далее и не пытаться ставить его в авто
(http://www.club-yeti.ru/forum/showpost. ... count=2870, второй ответ).
Регулировочное кольцо SAC всегда смотрело на нас «открытыми глазами» и, обосновано привлекая внимание, дало шанс лучше понять непростое устройство аффектного узла. Но это оказалось не единственное место, заслуживающее внимания!
Разобраться в этом помог Юрий Александров, технический специалист "Шэффлер Руссланд". Мы уже говорили о нем и о его прекрасной статье «
как нужно правильно менять сцепление»
(http://www.club-yeti.ru/forum/showpost. ... count=1507, вторая часть). В этот раз мне попалась другая статья с его участием:
«
ЭВОЛЮЦИЯ
Двухмассовые маховики
Саморегулирующиеся сцепления»,
https://yadi.sk/i/oejkH11DfXMdR (PDF- файл, 984 КБ)
В ней Юрий все подробно и очень доходчиво рассказал, в том числе из каких компонент состоит современный SAC для сцеплений ручных коробок
(а у нас именно таковой и есть: «… use of wear adjustment systems with force sensors, which is similar to many manual clutches.», http://www.luk.de/content.luk.de/en/ser ... id=3380680, p.155) и главное, почему же его нельзя ронять!
«
Следующим шагом оптимизации стало создание новой системы — SAC II.
В ней сенсор усилия реализован не в дополнительной диафрагменной пружине, а
в сенсорных лепестках, сформированных в теле рабочей диафрагменной пружины, и
специальных тангенциальных пластинчатых пружинах с регрессивной характеристикой.
стр.37.
Т.е. эти пластинчатые пружины - часть сенсорики нашего SAC.
… если SAC уронить при установке, тангенциальные пластинчатые пружины смещаются, возникает дисбаланс кинематических сил, и нажимной диск будет работать с перекосом. Чрезвычайно критично даже смещение на доли миллиметра.
стр.39
»,
https://yadi.sk/i/oejkH11DfXMdR
В нашем сцеплении такие пружины также есть
(см. вложения). Рассмотрим для какой цели они применяются как таковые.
«
… Нажимной диск соединен с корпусом (кожухом) с помощью тангенциальных
пластинчатых пружин. Тангенциальные пружины, при выключении сцепления,
выполняют роль возвратных пружин.
...
При нажатии на педаль сцепления привод сцепления перемещает вилку сцепления,
которая воздействует на подшипник сцепления. Подшипник нажимает на лепестки
диафрагменной пружины нажимного диска. Лепестки диафрагменной пружины
прогибаются в сторону маховика, а наружный край пружина отходит от нажимного
диска, освобождая его. При этом тангенциальные пружины отжимают нажимной
диск. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается. »,
http://systemsauto.ru/coupling/coupling.html
Если посмотреть к каким проблемам приводит смещение или характерная деформация данной части саморегулирующего сцепления
(тангенциальные пружины), то оказывается, что для известной проблемной темы «все это» тоже имеет место. Глядя на состояние этих пружин в замененных сцеплениях
(см. вложение «Tangential strap bent и тангенцальные пружины DQ200.jpg»), можно заметить характерные схожие геометрические изменения, которые как раз попадают по описанию под «
смещение на доли миллиметра».
Если теперь вспомнить, что говорил производитель о проблемном месте
(«Кратковременная неравномерность передачи усилий между накладкой ведомого диска сцепления K2 и нажимным диском при выключении/включении сцепления», https://yadi.sk/d/yErWvMD3fXRVu), то VAG в общем-то сразу честно указывал нам на «нажимной диск». А как сейчас известно, сей диск «висит» как раз на тангенциальных пружинах, которые в свою очередь являются частью сенсорного механизма SAC.
Сразу же появляется интересный вопрос, если из-за этих пружин SAC так боится резких ударов, то что же их выгибает дугой, судя по их состоянию
(см. вложения)? Особенно это заметно по внешним двум пластинам первого сцепления.
С учетом известного возможен такой проблемный расклад (
ИМХО):
1. Возникает та или иная неравномерная работа сцепления, из-за апофеоза проблемной темы например (
http://www.club-yeti.ru/forum/showpost. ... count=2428).
2. Далее из-за последующего резонанса
(вибрации на 2-ой) всего силового агрегата, прогибаются дугой тангенциальные пружины в системе SAC. Прогиб чуть заметен, доли миллиметра, но …
3. Этого видимо хватает, чтобы при последующих рабочих циклах сложного механизма сухого двойного сцепления происходил сбой работы системы SAC и его регулировочное кольцо начало свое движение поджимая накладки.
Ведь не даром, было сказано, что при резком отжиме рычагов, SAC может сработать (
http://www.club-yeti.ru/forum/showpost. ... stcount=88), а ведь при отжиме как раз и трудятся во всю данные тангенциальные пружины.
Все это просто интересные мысли в слух
, и наш «дух просвещенья» видимо приготовит не одно еще открытие!
NB
Кроме упомянутых ранее, также были использованны материалы следующих открытых источников:
«
Failure Diagnosis
LuK’s guide to troubleshooting clutch-system
failures and malfunctions»
https://yadi.sk/i/eeN_-DIbfXPTK (PDF-файл, 3.6 МБ)
«
Саморегулирующееся сцепление SAC.
Технология
Специальный инструмент»
https://yadi.sk/i/s6DWBHrgfXPHu (PDF -файл, 1.3 МБ )